Обратная связь

Список тем для обсуждения

Фонд «Достижения» предлагает школам - участникам проекта организовать семинар для педагогов, учащихся и их родителей по одной из нижеприведенных тем:

  1. Психологический климат в школе.
  2. Мотивация подростков к учению.
  3. Психологическая составляющая учебно-воспитательного процесса в школе.
  4. Агрессивное поведение детей и подростков. 
  5. Профилактика кризисных ситуаций у детей и подростков. 
  6. Тренинг психологической безопасности для учителей (проблема ненасильственного взаимодействия).  

Семинары проводят высококвалифицированные тренеры, прошедшие обучение в рамках совместно реализуемого Фондом «Достижения» и Фондом «War Trauma Foundation» (Нидерланды) проекта «Улучшение психосоциального климата в школе: помощь детям и их родителям, учителям, школьным психологам». Планируемая длительность семинара полтора-два часа. Организация семинара бесплатная. Заявки на проведение семинара принимаются по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Ответы на часто задаваемые вопросы:

Что можно рекомендовать родителям, у которых ребенок проявляет признаки агрессии? Каковы могут быть причины агрессии?

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Например, такой ребенок будет сознательно одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит ее крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешения и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм «выхода» психо-эмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.

Только поняв и приняв это, взрослые «догадаются», что ребенок ни в чем не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.

Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в описанные далее игры.

«Подушечные бои»

Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за...»

Замечание: Игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.

«Выбиваем пыль»

Каждому участнику достается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».

«Детский футбол»

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на 2 команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.

Замечание: Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

«Уходи, злость, уходи!»

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.

Предостережение: Следите, чтобы ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.

«Два барана»

«Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся проиграл. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Замечание: Следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Штурм крепости»

Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги, одеяла и т.д. – все собирается в одну большую кучу). У играющих есть мяч – «пушечное ядро». По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – «крепость» – не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

«Тигр на охоте»

Взрослый – тигр. За ним встают тигрята. Тигр обучает детей охотиться. Тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперед тигра, иначе получат шлепок. Тигр очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, потом выставляет вторую ногу, вторую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно и осторожно крадется к добыче. Сделав 5 – 6 таких скачков, он группируется, поджимает к груди лапу, голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, и резко прыгает, издавая громкий клич: «Ха!» Тигрята делают все это с ним одновременно.

«Жужа»

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Замечание: Взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

«Час тишины и час "можно"»

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т.д.

Замечание: «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

«Ругаемся овощами»

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а... овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.

Замечание: Прежде чем поругать ребенка плохим словом, вспомните это упражнение.

«Нет! Да!»

Дети свободно бегают по помещению и громко-громко кричат «Нет! Нет!». Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат «Нет!», « Нет!».

По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже «Да! Да!», заглядывая друг другу в глаза.

 

Что новое, отличное от взаимоотношений со взрослыми, находят в отношениях со сверстниками юноши и девушки? 

Взаимоотношения со сверстниками в целом оказываются менее напряженными и более благоприятными, чем со взрослыми, и к тому же весьма регулируемыми (от родителей и учителей не уйдешь, но зато можно легко прервать отношения с непонравившимся приятелем). Эти отношения являются более широкими, разветвленными и разносторонними, а к тому же и представляющими огромные возможности для самовыражения, перебора и проигрывания будущих ролей. Наконец, они являются весьма интимными (в личном плане), т. е. допускающими, а часто даже требующими максимального и очень нужного юности самораскрытия, когда «демоны» формирую¬щейся юношеской души выпускаются на свободу, за что, однако, их обладатель обычно получает от близких сверстников не наказания и назидания, а эмоциональную поддержку и успокаивающее его признание: «Ты такой же, как и я». Во взаимоотношениях со сверстниками содержится целый ряд важных для юношей и девушек возможностей. Например, возможность получать информацию, в которой по тем или иным причинам отказано взрослыми (или в предоставлении которой они сами им отказали), причем не обязательно по вопросам пола, ответы на которые, конечно же, более всего ищутся у сверстников (но не всегда находятся, поскольку последние знают, как правило, меньше взрослых, и, право же, непонятно, почему взрослые уклоняются от такой прекрасной возможности наладить взаимоотношения с подрастающим поколением), но еще и о тех реалиях взрослой жизни, в которых недосуг разбираться занятым делами и вечной спешкой родителям и учителям: о моде, музыке, фильмах, выставках и т. п. В отношениях со сверстниками реализуются возможности взаимодействовать с другими на равных и в том оттачивать свои коммуникативные навыки и умения; участвовать в борьбе за статус и тем постигать науку взаимовлияния и самоопределения в коллективе и вообще среди других; ощущать свою принадлежность (помните о пяти чисто человеческих потребностях, реализуемых в общении?) к какому-то сообществу, а заодно делом заслужить любовь и уважение своих товарищей и в общении с ними попытаться ответить самому себе на мучительно остро стоящие перед юностью вопросы: «Кто я?» и «Каков я?» Между тем современная социальная психология" давно уже выделила этот парадокс как реально существующий— в так называемом феномене экзистенциальной дихотомии, открытом и весьма широко истолкованном известным западным социальным психологом Эрихом Фроммом. Сущность этого феномена как раз и заключается в парадоксальном сосуществовании в людях двух противоположных тенденций: быть свободным от всех и одновременно с кем-то связанным.

Човелидзе Л.А.

Каковы условия успешной работы школьного коллектива?

  1. Обеспечение реализации основных социальных потребностей: в общении, во внимании, в признании, в достижении успеха.
  2. Cоздание условий для творческого и личностного роста и самоактуализации педагога.

Всем известно, что различие между индивидами есть основной двигатель развития личностей. Ведущим мотивом является мотив межличностных отношений, и только на втором месте – деловой. Взаимоотношения в коллективе строятся по двум направлениям:

1. вертикальные 2. горизонтальные.

Существует еще и третий путь, являющийся сочетанием первых двух. Вертикальные строятся между членами коллектива у которых присутствует момент подчинения. В этой связи можно сказать, что это формальные отношения которые строятся на нормативной основе. Горизонтальные строятся межу членами коллектива, у которых нет подчинения т.е. среди равных. Существует прямая зависимость между стилем руководства и внутренней организацией коллектива. Пример: если руководитель придерживается демократического стиля и происходит делегирование полномочий о этому коллективу свойственны открытость в обсуждении важных вопросов и доброжелательное отношение друг к другу в коллективе.

Тахохова Т.В.

Каким образом влияет обеспеченность семьи на ребенка в школе?

Для российской школы наличие детей из бедных и богатых семей в одном классе яв-ление достаточно новое. Устоявшихся методик воспитательной работы в классе с таким пест-рым в социальном отношении составом пока не существует. В классах могут возникать про-блемы у учащихся из бедных семей. Такие дети могут испытывать дискомфорт, временами перерастающий в стресс, по причине отличия от остальных учеников. Например: нет новой модной одежды, старые учебные принадлежности, доставшиеся от старшего брата, не внес деньги на подарок однокласснику или на посещение циркового представления и т.п. Эти отличия иногда не замечаются товарищами по учебе, но сам ученик знает о них и может внутренне испытывать стыд, неуверенность, зависть, и эти чувства могут стать причиной поведенческих реакций, которые обусловлены многими личностными факторами. Еще хуже, если бедность уче-ника вызывает насмешки, издевательства или насилие со стороны некоторых соучеников. В этих случаях ученик больше страдает, его чувства обострены и его поведение может значительно отличаться от нормы. Выходцы из бедных семей тяготятся своим положением. На этой почве возникает конфликт поколений в семье. Дети обвиняют родителей в неумении жить как все, нежелании или неумении «делать деньги». В результате часто дети бедняков изыскивая способы получения дохода становятся на противоправный путь.

Бедность может стать и причиной отставания в учебе. Оно может возник-нуть из-за вышеописанных проблем в поведении или по причине отставания развития из-за недоедания или некачественного питания в раннем детстве, или затянувшейся из-за нехватки медикаментов болезни, или пропусков занятий из-за того, что работал, чтобы помочь семье и т.д. 

Темираев А.Т.

   copyright © 2000-2013, РЦ "Достижения молодых"