29 сентября 2013

В рамках проекта «Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (WTF) 29 сентября 2013 года прошел семинар тьютеров школ-участниц проекта по теме: «Конфликты среди подростков и пути их разрешения». Цели семинара:

  1. Углубление теоретических знаний тьютеров школ-участниц проекта о причинах, функциях, содержании конфликтов в подростковой среде.
  2. Освоение новых методик тренинговых упражнений, обмен опытом по разрешению подростковых конфликтов в школе. 

Тема семинара вызвала большой интерес. Особенности подросткового возраста – борьба за лидерство, поиск 29 сентября 2013своего места в социальной иерархии сверстников, первая влюбленность – часто становятся источниками конфликтов. Иногда их провоцируют, казалось бы, обычные жизненные обстоятельства: смена места жительства, а значит, и школы, слияние классов внутри школы, новый учитель незнакомый с особенностями класса, ссора между родителями школьников. Но каковы бы не были причины конфликта, учителю нужно принимать решение о тактике, которую он может использовать, разрешая конфликт. Только он может понимать в каждом конкретном случае необходимо ли его вмешательство или ситуация, пущенная на самотек, несмотря на свою конфликтность, ведет к прогрессу в системе отношений и расстановок в данном классе.

Исходя из задач, которые встают перед учителем, а особенно перед тьютером, координатором в школе, обучающим педагогический коллектив умению разрешать подростковые конфликты, преподаватели, работающие на семинаре, разделили его на две части. В первой части, преимущественно теоретической, Михайлова Н.А. и Сопоева С.К. постарались углубить знания тьютеров о причинах, функциях, видах, содержании подростковых конфликтов в школе. Лекции сопровождались презентациями, обсуждением конкретных случаев из практики работы участников семинара. Содержание лекционного материала было выстроено с учетом современных передовых научных представлений о природе конфликтов и возможных путях выхода из них.

Вторая половина занятия включала освоение новых техник и упражнений, направленных на развитие коммуникативных качеств школьников, на снижение уровня агрессии, на формиро29 сентября 2013вание толерантности. Сопоева С.К. не только грамотно организовала процесс обучения тьютеров продуктивным методикам и техникам управления конфликтом, но и организовала обмен опытом, в котором консультанты и тьютеры представили свои наработки, накопленные ими в процессе практической деятельности в школе. 

Михайлова Н.А. помогла участникам семинара освоить методики исследования индивидуального и группового образа цели. Коллективная работа конфликтующих подростков над «Картой сказочной страны» позволяет сформировать общность представлений о будущем класса, о перспективах его развития. «Метафорический портрет класса» помогает его объединению, а также школьникам найти себя в социальной иерархии микросоциума. (Например, если кто-то из них был художником, реализующим креативные мысли одноклассников и т.д.) Особенно участникам проекта понравилась разновидность этой методики «Во чтобы наш класс заколдовали…» («Злой Волшебник» или «… превратил Добрый Волшебник»). Было отмечено, что в раннем подростковом возрасте такие упражнения будут успешно способствовать формированию групповой сплочённости детей. 

Активное участие учителей, интерес, который вызвали теоретические и практические занятия, позволяет сделать вывод, что цели семинара были реализованы. Однако проблемы, поднятые на нём, требуют дальнейшей работы всех участников проекта. 

В помощь консультантам была рекомендована следующая литература:

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб, Речь, 2006.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб, Речь, 2006.
  3. Майерс Д. Социальная психология. 7 изд. СПб, Питер, 2013.
  4. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков и юношей. СПб, Речь, 2006.
  5. Фопель К. На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Кн. 4 «Планирование жизни. Решение проблем сотрубничества». М, Генезис, 2008.

   copyright © 2000-2013, РЦ "Достижения молодых"